КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий (разработано П.Я.Гальпериным). В К. п. ф. у. д. выделяют шесть этапов. На первом этапе формируется мотивационная основа действия (складывается отношение ученика к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения). На втором этапе составляется схема ориентировочной основы действия (выделяются системы ориентиров и указания, учет к-рых необходим для выполнения действия). В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется. Третий этап — формирование действий в материальной (материализованной) форме (ученик производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности на схему ориентировочной основы действия /схемы, памятки/). Четвертый этап — «громкая социализованная речь», когда алгоритм выполнения действия проговаривается вслух. На пятом этапе (формирование действия во «внешней речи про себя») происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи. На заключительном, шестом, этапе речевой процесс «уходит» из сознания, оставляя в нем только конечный результат — предметное содержание действия (см. Интериоризация). На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается». Эта теория широко используется при организации учебного процесса, особенно последовательно она реализуется при обучении младших школьников.

Педагогический словарь. — М.: Академия. . 2005.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»